Уважаемые родители!
Читать
вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети
фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья –
литературные герои. Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не
только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.
Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не
прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги
всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает
вас в мир своего детства.
Предлагаем посетить
«Ну-ка Дети» - портал для детей и их родителей. Где можно найти интересные и полезные материалы для детей и взрослых.
Предлагаем Вашему вниманию книги из фонда библиотеки.
БИБЛИОТЕКА ТЕПЛЫЙ ДОМ!
1. Виды
семейного чтения
Чтение бывает
опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.
Опосредованное
чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому.
Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:
- контролировать
процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным
- ярко и
выразительно подавать материал
- следить за
реакцией ребенка
Чтение вслух
– задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и
обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители
знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается
это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение
вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте
готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии
ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение
– это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай,
разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.
Чтение как
сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок.
Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите
ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно
раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу
осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи
и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка
желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?
- Начинаете
чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно
произойти дальше
- Можно
прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить,
какая из них была правильная.
- Можно устроить
чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает
следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память.
- Очень нравится
детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по
смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит
слышать отдельные слова и их сочетания.
Самостоятельное
чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок
сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач
у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс
овладения чтением.
Упражнение-загадка
поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные
слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках.
Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно
буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит
складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось,
и кто его произносит.
Следите, чтобы
занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах.
Ваш ребенок
научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему
интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая
ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в
вас, как в чтеце.
Во-первых,
стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на
его слабую технику чтения, теряется смысл текста.
Во-вторых,
чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более
захватывающим.
В-третьих,
взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова.
В-четвертых, это
возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами.
Испытывая
негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне
проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он
все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!».
Не торопите
события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам.
2. Выбор книг
для детского чтения.
Какие же книги
читать?
- Сказки
народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные.
- Истории про
сказочных животных, про реальных животных.
- Про маленьких
волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.
- Про детей,
попавших в сказочный мир.
- Про детей в
реальной жизни.
- Книги
познавательного характера, обязательно красочные.
- Любимые книги
вашего детства.
Вы обращали
внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от
вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где
изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся
ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в
выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня
выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги
обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом.
Рисунки должны
быть:
- реалистичными
- понятными
- не слишком
мелкими
-
соответствовать тексту.
Очень
сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый. А в жизни – серый.
Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует
именно то развитие событий, которое изобразил художник.
Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть:
Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть:
-
понятным по смыслу
-
легко произносимым
-
соответствовать возрасту читателя
-
в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла
текста
-
сленговых выражений.
Небольшие
стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят
декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если
они рифмованные.
В
круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир,
своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и
эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются
постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления,
давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное
поведение в различных жизненных ситуациях.
Если
вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики.
Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского,
С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с
детских лет.
Из
современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М.
Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О.
Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др.
Кроме
новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей,
например, Л. Чарская.
И
помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для
чтения и помогут разобраться во всем многообразии современной детской
литературы в детской библиотеке.
3.
Организация книжного собрания дома
В каждом доме, у
читающих семей, есть книжное хозяйство. А удобно ли им пользоваться вашим
детям? Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но
книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу
становится все труднее. Устройте вместе с ребенком интересную игру «Книжное
перенаселение». Все вместе разгребите книжные завалы таким образом:
1. Определите
сначала, в какой стране, какая книга живет. Папиным книгам свое место, маминым
– свое, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок.
2. Расселите
книги по «городам», расселите их по «улицам». И названия у улиц тоже есть –
Детективная, Детская, Деловая и т. д.
3. На улицах
есть и домики (книжные шкафы или полки). Пропишите книги по этажам.
4. Расставьте
книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов,
детективов, кулинарии и … что еще у вас есть?
5. Заселяйте
полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке.
6. Расселение
успешно прошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать».
Книга, как
человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год
выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной
карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку.
Адрес может
выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд.
Это дело не
одного дня, но как рад будет ваш ребенок и сколько плюсов в такой игре, вы
понимаете сами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий